Принципы ESG (Environmental, SocialandGovernance), т. е. экологического, социального и корпоративного управления впервые были сформулированы в 2004 году. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан обратился к CEO крупнейших мировых компаний с предложением включить эти принципы в свои стратегии. Его обращение называлось Who Cares Wins («Побеждает неравнодушный»).
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства. Единого подхода к формированию рейтинга нет. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но подсчет баллов ведут по-разному. Поэтому рейтинги разных агентств могут значительно различаться.
На Международном Байкальском риск-форуме (БРИФ) 20−24 сентября 2021 года обсуждались вопросы «зеленой» трансформации в различных отраслях российской экономики. Одним из экспертов форума выступил Евгений Шварц, руководитель Центра ответственного природопользования института географии РАН, независимый директор — член Совета директоров ГМК «Норильский Никель» и ОК «РУСАЛ», более 20-ти лет руководивший природоохранными программами WWF России. Он привел примеры двух уровней экологических рисков.
На глобальном уровне это изменение климата, деградация природных экосистем. Такие риски подталкивают компании к развитию «зеленой экономики». Риски и проблемы локального уровня (такие как строительство мусорного полигона на станции Шиес в Архангельской области или разработка шихана Куштау в Башкирии) вызывают сопротивление со стороны местного населения. В таких случаях компании вынуждены прислушиваться к общественному мнению.
Примерно 75% «позеленения» российской экономики Евгений Шварц связывает с требованиями международных финансовых институтов и только 25% - с внутренней политикой компаний.
Соблюдение ESG-принципов становится одним из ключевых условий, чтобы в компанию пришли лучшие кадры и вкладывались крупные инвесторы. Только важно, чтобы за красивыми цифрами в отчетах стояли реальные дела.
Участие в
проектах «Нашего фонда» повышает ESG-рейтинг компании. И вместе с тем в российских регионах запускаются устойчивые экологические и социальные преобразования. В результате инициаторы проектов демонстрируют своим инвесторам и потребителям достоверную информацию и реальные достижения.