Soft skills надо включать в школьную программу
Мнение школьного учителя
7 февраля 2023
Soft skills — это так называемые «гибкие» навыки. Они не относятся к сфере академических знаний, а направлены на развитие креативного мышления, эмоционального интеллекта, способности управлять своим временем, выступать на публике и т. д. Все чаще их называют навыками будущего, ведь они будут востребованы независимо от экономической ситуации, политического режима, технологического состояния отрасли или сектора и т. д. Развитие soft skills, или «гибких» навыков, это именно то, чего, по мнению учителей, так не хватает современной системе образования.
«Наш фонд» реализует благотворительный образовательный проект «База» в российских школах уже более 1,5 лет. За это время при финансовой поддержке резидентов предпринимательского сообщества Club 500 нам удалось отремонтировать 8 классов в отдаленных регионах нашей страны и обучить более 100 детей по программе бизнес-школы для подростков detiMBA. Еще 100 учеников из 7-11 классов начнут изучать мир предпринимательства 22 февраля этого года. В рамках курса ребят обучают искусству открытия и ведения своего бизнеса. Помимо базовых знаний в области экономики, маркетинга, рекламы и т. д., значительное место в образовательной программе отведено развитию soft skills. Школьные учителя на местах проходят подготовку и получают все необходимые материалы для проведения практических занятий с ребятами.

Спустя полгода после завершения первого образовательного потока мне удалось поговорить с Ольгой Вороновой, учителем истории и обществознания МОБУ СОШ № 7 г. Тынды. Ольга Алексеевна принимала самое активное участие в проекте «База» и обучала детей тем самым «гибким» навыкам. Стоить отметить, что именно подопечная Ольги Алексеевны Соня Рязанцева заняла первое место в конкурсе бизнес-проектов в мае 2022 г.

— Ольга Алексеевна, расскажите, пожалуйста, какие soft skills вы развивали со своими учениками?
Креативное мышление, эмоциональный интеллект, коммуникации, тайм-менеджмент, лидерство, учились публично выступать. Всего в рамках трехмесячного курса таких занятий было 12. Их проводили именно мы, школьные учителя. Все остальные дисциплины дистанционно вели преподаватели из бизнес-школы detiMBA. Если честно, до того, как наша школа попала в проект, я что-то слышала о soft skills, но не представляла, что это такое и как это работает. Мне как педагогу очень понравилась такая форма работы с учениками. Она принципиально отличается от того подхода, который практикуется в обычных общеобразовательных школах. Каждое занятие отличалось от предыдущего. Первая часть проходит в виде игры, а потом уже идет небольшой теоретический блок. Именно такая форма работы ученикам тоже очень понравилась. Настолько, что они прочитали все мои вспомогательные материалы — книги по тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту и т.д.

— Вы как-то готовились к занятиям?
Да, безусловно. Преподаватели из бизнес-школы проводили с нами предварительную подготовку, рассказывали, как надо взаимодействовать с детьми, также предоставили все необходимые материалы. К каждому занятию были подготовлены методические рекомендации, по которым мы вели уроки. Помимо этого, можно было добавлять от себя интересные задания, приводить примеры из своего личного опыта. В своей учительской практике мы привыкли к четкому регламенту, к положению, а тут предполагался совершенно другой формат работы. Поэтому иногда приходилось пересматривать видеоролики, чтобы понять, чего от нас хотят. Я бы не назвала это трудностями, скорее переориентация. Но могу сказать, что и учителя, и дети прекрасно справились с задачей и освоили материал.

— Как вы считаете, зачем soft skills нужны сегодняшним школьникам?
Реальность такова что, для того чтобы устроиться в жизни, сегодняшний школьник должен знать и уметь гораздо больше, чем его сверстник, допустим 30-50 лет назад. За время проекта «База» стало понятно, что в любой деятельности нужны определённые навыки. Даже если мы возьмём подготовку к уроку или же создание своего бизнес-проекта. Чтобы добиться результата необходимо упорно работать и досконально разобраться в вопросе. Но теоретических знаний не хватит, поэтому тут на помощь уже приходят soft skills. Безусловно, их нужно включать в рамки школьной программы.

— Какие именно из «гибких» навыков надо развивать детям?
На мой взгляд это:
— критическое мышление. Оно помогает анализировать информацию, и формировать причинно-следственные связи, что очень важно в учебной деятельности.
— координацию. Она важна для работы в команде и поддержки в классе доброжелательной атмосферы, так как все будут знать свои функции, контролировать себя и других;
— коммуникативные навыки. Они значительно помогают облегчить учебный процесс и для учеников, и для учителя. При хорошем развитии навыка уроки проходят в удовольствие. Преподавателю не приходится все время разговаривать самому с собой, идет активная работа и двустороннее взаимодействие. Также эти навыки помогают детям научиться слушать и слышать друг друга, избегать конфликтных ситуаций.
— эмоциональный интеллект. Этому навыку я бы отвела особое место. Эмоциональный интеллект — явление достаточно новое. Если про важность развития креативного мышления, например, мы знаем уже давно, то про эмоциональный интеллект многие даже не слышали. Тем не менее именно он дает возможность детям определять свои и чужие эмоции, управлять ими. Таким образом можно более эффективно решать поставленные задачи. Без хорошо развитого эмоционального интеллекта не получится оценивать и анализировать информацию, делать выводы, управлять коллективом, эмоции будут мешать высказывать свои мысли, выступать на публике и т. д.

— Вам самой помогло в работе изучение этих навыков?
Да. Я начала применять полученные знания на своих уроках, внедрять их в школьную программу. Эффект был очень ощутим. За время работы проекта я увидела, что даже школьный материал можно преподносить совершенно иначе. И тогда уроки проходят отлично, ученики полностью заинтересованы в занятиях. Дети понимают, что обучение — это не просто зубрежка, куча предметов, сложный материал и т. д., а изучение интересных тем, получение знаний не только о предметах, но и о них самих.

— Какой совет вы могли бы дать коллегам?
Я бы хотела посоветовать не бояться нового и не бояться отходить от шаблонов. Дети всегда чувствуют настроение преподавателя и видят его интерес. Изучение soft skills стало для меня неожиданным открытием, которое изменило лично мой подход к школьному образованию.


Что такое «База»?
«База» — это первый российский благотворительный проект для школьников 7-11 классов, которые хотят получить предпринимательские навыки и открыть свое дело. Цель проекта — создать в России 100 школьных классов нового поколения, где подростки изучают основы предпринимательства, развивают креативное мышление и прокачивают soft skills. Также в рамках проекта школы получают новые, полностью отремонтированные и укомплектованные кабинеты информатики.

Идея «Базы» была основана на успешной мировой практике. В России проект был запущен в июле 2021 года. На сегодняшний день открыты 8 классов в 8 регионах России (Амурская область, Красноярский край, Республика Алтай, г. Москва, Ленинградская область, Калининградская область, Иркутская область, Краснодарский край). В 2023 году планируется запустить еще 10 новых классов. Принять участие в проекте может любая российская школа, в которой есть интернет.


Источник: https://mel.fm/blog/olga-lakustova/20394-soft-skills-nado-vklyuchat-v-shkolnuyu-programmu